Speaking In Tongues
Лавка Языков

Юрий Кабанков

ОДУХОТВОРЕНИЕ ТЕКСТА

(Тезисы)



«Блажен, кто, познавая женщину
охранён Любовью;
блажен, кто, начиная мыслить
охранён Наставником.»
Ю.Олеша. «Ни дня без строчки»




I



Текст «дышит» только при наличии воспринимающего (обратная связь). «Текст» (textum) -- «связь», «соединение»; «религия» (religio) -- «воссвязь», «воссоединение». («Отче наш...» -- «текст» Христа.)
Текст -- общепонятная система знаков. «Если за текстом не стоит язык то это уже не текст.» [1] Но -- мир как книга (текст), которую необходимо уметь читать (св. Антоний Великий).
Творческий текст есть откровение личности (научно не предсказуем). Научный анализ текста -- «явление позднее (переворот в мышлении: рождение недоверия). Первоначально -- вера, требующая только понимания -- истолкования». [1] Отсюда -- необходимость «обратной перспективы» мышления (понимания): не расширение, но знание и соблюдение границ (функция догмата).
Проблема Творца. Пушкин: «...разум неистощим соображением понятий, как язык неистощим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе, но книги... не суть повторение лексикона». [2] Отсюда -- необходимость автора (Творца): из случайного соединения букв и слов (атомов, молекул) текста (разумной жизни) не получится. Индивидуальность текста, обусловленная моментом авторства, осуществляется контекстом: «Это то в нём, что имеет отношение к истине, правде, добру». [1]
«Событие жизни текста, его сущность -- на рубеже двух сознаний, двух субъектов, ...встреча двух текстов -- готового (мир уже сотворён -- Ю.К.) и создаваемого, реагирующего (человеческое восприятие, истолкование -- Ю.К.): встреча двух авторов». [1] Отсюда -- Создатель творит мир (и Себя) посредством нашего мышления о Нём.
«Выразить самого себя -- это значит сделать себя объектом для другого и для самого себя («действительность сознания»). При объяснении -- один субъект, при понимании -- два сознания, два субъекта. Понимание диалогично.» [1] Отсюда -- молитва как высшая форма диалогичности (поэзия -- блудная дочь молитвы).
«Самообъективация (в лирике, в исповеди) как самоотчуждение и -- прeодоление» [1]; результат преодоления: катарсис -- в лирике, метанойя -- в исповеди, в молитве (диалог с собой, с Богом или -- с обожествляемым пеpсонажем).




II



В «тексте» стихотворения Арсения Тарковского «Первые свидания» [3]: «Свиданий наших каждое мгновенье мы праздновали, как Богоявленье, одни на целом свете». Богоявление как «феномен чуда» неповторимо и -- для всех; здесь -- «каждое мгновенье» (повторяемость, множественность) и «одни на целом свете» (присвоение, центростремительность). Богоявление есть Крещение Христово: первое сошествие Святого Духа, завершение образа св.Троицы (ранее мир не был одухотворён). Пространство события непомерно расширилось и -- замкнулось («сфера Паскаля»). Мир стихотворения вынут из привычной обыденности («Ты была смелей и легче птичьего крыла» -- не троп, а реальность). «...и вела сквозь влажную сирень в свои владенья с той стороны зеркального стекла»: зазеркалье, где всё -- наоборот (правое -- левое, верх -- низ). Плотская любовь приравнивается к священнодействию (одухотворённость): «алтарные врата отворены, и в темноте светилась и медленно клонилась нагота» («алтарные врата» -- «царские врата»; алтарь -- место священнодействия). «И, просыпаясь: "Будь благословенна!" -- я говорил и знал, что дерзновенно мое благословенье...» (благословение -- внешний знак преподания благодати Св.Духа через осенение крестом, Евангелием, свечой, иконой). «И тронуть веки синевой вселенной...» -- образ Вечности (за пределами времени). «И ты держала сферу на ладони...»: сфера -- «держава» -- шар с крестом, эмблема монаршьей власти (и -- «сфера Паскаля»). «Ты пробудилась и преобразила вседневный человеческий словарь»: преображение «текста», упорядочение хаоса. «На свете всё преобразилось, даже простые вещи...» (Преображение Христа на горе Фавор, Мф, 17.2) «...таз, кувшин» -- сосуды как образы крещальной купели -- «...когда стояла между нами, как на страже, слоистая и твёрдая вода» -- образ целомудренности и чистоты («твердая вода» -- лед, хрусталь, «зеркальное стекло». «Незазеркалье» (обыденность) является как Судьба -- «...как сумасшедший с бритвою в руке», обрезающая нить жизни-текста (третья Мойра-Парка -- Морта: Смерть). Трагическая диалогичность: обращение к героине («ты была»), которой уже нет.
Критерий глубины понимания (веры): «Слово, если только оно не заведомая ложь, бездонно». [1]


15/2 февраля 2000 г.




ЛИТЕРАТУРА:



  1. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и др. гуманитарных науках. Опыт философского анализа. В книге «Эстетика словесного nворчества», М., «Искусство», 1979
  2. Пушкин А.С. Об обязанностях человека. Собр. соч., т.6, М., «Худ. лит.», 1976, стр. 173.
  3. Тарковский Арсений. Белый день, М. «ЭКСМО-ПРЕСС», «ЯУЗА», 1998, стр. 245







Арсений Тарковский

ПЕРВЫЕ СВИДАНИЯ





Свиданий наших каждое мгновенье
мы праздновали, как Богоявленье,
одни на целом свете. Ты была
смелей и легче птичьего крыла --
по лестнице, как головокруженье,
через ступень слетала и вела
сквозь влажную сирень в свои владенья
с той стороны зеркального стекла.


Когда настала ночь, была мне милость
дарована; алтарные врата
отворены, и в темноте светилась
и медленно клонилась нагота.
И, просыпаясь, -- «Будь благословенна!»
я говорил, и знал, что дерзновенно
моё благословенье: ты спала,
и тронуть веки синевой вселенной
к тебе сирень тянулась со стола,
и синевою тронутые веки
прохладны были, и рука тепла.


А в хрустале пульсировали реки,
дымились горы, брезжили моря;
и ты держала сферу на ладони
хрустальную, и ты спала на троне,
и -- Боже правый! -- ты была моя.


Ты пробудилась и преобразила
вседневный человеческий словарь,
и речь по горло полнозвучной силой
наполнилась, и слово «ты» раскрыло
свой новый смысл и означало -- «царь».


На свете всё преобразилось, -- даже
простые вещи: таз, кувшин, -- когда
стояла между нами, как на страже,
слоистая и твёрдая вода.


Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
построенные чудом города,
сама ложилась мята нам под ноги,
и птицам с нами было по дороге,
и рыбы подымались по реке,
и небо развернулось пред глазами...


Когда судьба по следу шла за нами,
как сумасшедший с бритвою в руке.


1962