«КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ»
11 марта 2002 г.
№ 10-11 (1864-1865)
Надежда Никольская
СКОЛЬКО СТОИТ DOLCE VITA
Паркс Т.
Дорогая Массимина: Роман / Пер. с англ. И. Алюкова
М: Фантом Пресс, 2001. - 384 с. - (Зебра).
6000 экз. (n) ISBN 5-86471-263-9
Один неглупый, хорошо образованный англичанин в поисках
dolce vita переехал в солнечную Италию. Он мечтал о славе, богатстве и
красивых женщинах, а получит нищету, беготню по урокам, ветхую квартирку
и дырявые ботинки. И тогда, устав и почти отчаявшись, он сел и написал
роман про одного неглупого, хорошо образованного англичанина, который в
поисках dolce vita переехал в солнечную Италию. Он мечтал о славе, богатстве
и красивых женщинах, а получил нищету, беготню по урокам, ветхую квартирку
и дырявые ботинки. И тогда, устав и почти отчаявшись... но тут пути автора
и героя расходятся. Моррис Дакворт (герой), в отличие от Типа Паркса (автора),
считал, что сначала нужно обзавестись капиталом, выгодно его вложить и
лишь затем заняться чем-нибудь приятным - писательством или, скажем, фотографией.
К сожалению, в распоряжении школьного учителя не так уж и много способов
разбогатеть, а сравнительно честный из них и вовсе один: жениться на богатой.
Увы, зажиточная семья подходящей девушки Массимины безоговорочно отвергла
жалкого репетитора. И ему остается только нарушить закон, ведь "если
тебе не позволяют добраться до денег честным и благородным путем или, нахудой
конец, через женитьбу, то воровство - не такой уж дурной и трудный способ
добыть то, чтог тебе полагается по праву".
Впрочем. первые попытки стать преступником тоже не увенчались
успехом. Дакворт - классический, клинический, комический неудачник: если
ворует - так копеечную статуэтку, если шантажирует - так вдовца, нисколько
не опасающегося за свою репутацию. Помощь приходит откуда не ждали: к искреннему
удивлению читателей и самого Дакворта, Массимина ("конопатая тупица")
взяла и влюбилась в него. Только благодаря ей наконец удается сорвать по-настоящему
крупный куш, а совершенные для заметания следов убийства так и остаются
нераскрытыми.
Подобно своему герою, Паркс не страдает излишней скромностью.
Он беззастенчиво лезет в копилку мировой литературы и загребущей рукой
вытаскивает оттуда беспорядочную груду декораций и костюмов. Верона, семейство
не дает согласия на брак - это из "Ромео и Джульетты". Сюжет
строится вокруг похищения, как в "Коллекционере" Фаулза. Неодконкратно
упоминаются "Обрученные" Мадзини, Дакворт даже планирует сочинить
новую версию этого романа с учетом собственного опыта. И ну, разумеется,
Достоевский, причем один критик заявляет, что в сравнении с Даквортом Раскольников
- просто невинный озорник, другой возражает, что более близкая аналогия
- Смердяков, а сам герой после двух убийств припоминает, какой глупой показалась
ему идея наказания у Достоевского.
За этими литературными масками скрыто истинное лицо Морриса
Дакворта. Разгадка зашифрована в имени: комиксы и мультфильмы - вот его
родина. Драчливый утенок Дональд Дак и шкодливый проказник Мориц ("Макс
унд Мориц" Буша) - вот его родители. Массимина тоже нарисована сказочной
принцессой: большая грудь, красивые волосы, ласковый характер - вот, собственно,
все, что мы о ней знаем. Мало? Моррис Дакворт тоже не захотел этим довольствоваться,
потому и убил. Человеческая душа - очень податливый материал, из которого
обстоятельства ловко выковывают кровавых монстров.
© 1996-2002 by Speaking In Tongues
Publishing
Все тексты: © 2001-2002 Phantom Press
|