Speaking In Tongues
Лавка Языков

=ДВР=: АВТОРИЗОВАННАЯ ДИСКОГРАФИЯ




По каналам самиздата и в так называемых «рок-тусовках» страны вот уже некоторое время циркулирует определенное количество невнятных слухов, имеющих своим предметом некое творческое единство, носящее название =ДВР=. Нет необходимости приводить их здесь полностью, но среди них встречаются совершенно фантастические и прямо-таки чудовищные измышления. Вот только самые безобидные из них:
Настоящая информация призвана раз и навсегда покончить с этими и им подобными домыслами, поскольку является истинной и единственно верной: она — подлинное и исчерпывающее свидетельство, записанное со слов самих организаторов этого долгосрочного творческого проекта.
Официальным днем рождения издания =ДВР= исследователи могут смело считать 12 октября 1986 года, когда группой инициативных лиц было начато составление программного документа, на многие годы затормозившего процесс развития музыки рок в г.Владивостоке (Азия), а некоторые роды и жанры этого направления современного нам музыкального искусства похоронившего вовсе. Документ составлялся в процессе прослушивания выступлений упомянутых команд с третьего ряда большого зала Дома Молодежи. В качестве переносного стола использовалась пластинка ансамбля «Квин» производства Апрелевского завода. Документ под названием «Записки Посторонних» носил декларативно-ультимативный характер, распространялся в машинописных копиях и списках, через полгода в полном объеме был воспроизведен фанзином местного рок-клуба «Фуникулер» №1, а еще через год — самостийно перепечатан московским самиздатом «Зомби».
Поскольку первый номер журнала «Фуникулер» на 4/5 был написан членами вышеуказанной группы инициативных лиц, фундамент будущего светлого здания дальневосточной полностью ни от кого не зависимой прессы можно было считать заложенным. Номер состоял из зубодробительных рецензий на текущие события 1987 года, жалостивых реминисценций, связанных с подпольным прошлым боевой структуры, называвшейся «Владивостокский рок-клуб» circa 1984 года (тогда же, кстати, и велись первые разговоры о том, что, мол, неплохо бы и нам обзавестись собственным музыкальным самиздатом наподобие ленинградского; тогда же неизвестным художником была изготовлена обложка предполагавшегося издания, впоследствии затерявшаяся и до действительного выхода издания в свет не дожившая: на ней почему-то был изображен человеческий зародыш на огромном кленовом листике), а также появились разделы, ставшие традиционными для последующей работы состава Редакции в течение нескольких полуосознанных лет: «690», «Владивостокские Хроники», «Вести Из-За» и т.д. Журнал размножался машинописно и иллюстрировался прикленными «Моментом» черно-белыми фотографиями артистов. Точное количество экземпляров этого номера сейчас вряд ли известно, но, по оценкам экспертов, не должно превышать 7-10 штук, не считая нелегально отпечатанных Дэйвом (г.Владивосток, ул.Суханова, д.39, кв.21, остановка троллейбуса №4 «Фуникулер») на плохоньком ксероксе, а также расплодившихся почкованием.
Основным координатором этого, самого раннего на Дальнем Востоке в советское время, рупора независимого мнения был Александр «Рома» Скоробач (погиб в сентябре 1990 г.). Значение того, что этот человек, большой умница и знаток научной фантастики, сделал, перепечатав на пишущей машинке десяток неравных по качеству материалов, может в полной мере оценить лишь тот, кто знаком с общекультурной ситуацией в городе Влада и Стока. Интересующихся мы можем отослать к большому эссе «От Токио вверх и налево» (=ДВР9=), а здесь просто скажем, что тогда был, наконец, преодолен опасный порог немоты и робости, свойственный «до-самых-до-окраинам» Страны Советов с 20-х годов ХХ века.
Начиная со второго номера журнала, основные усилия по координации выпуска и организации печатного и изобразительного материала начинают прилагаться исключительно названной выше группой людей, в руках которых издание продолжало оставаться до самого своего угасания. Естественным образом начинается переориентация как название органа, так и того, что крайне условно может быть названо «его концептом». «Фуникулер =ДВР=» охватывает отчетный период весны-лета 1987 года, и взгляд авторов этого выпуска по-прежнему пока направлен на местную рок-сцену (раздел «690»), однако уже начинают появляться некоторые не вполне тривиальные решения, вроде введения рубрики «Позиция Оп», где публикуются весьма спорные по тем временам суждения (чем, например, порочна группа «ДДТ», бывшая тогда и остающаяся посейчас в безусловном фаворе и топе). Из самых удачных материалов номера следует отметить репортаж Нашего Корра о массовом выходе коллектива рок-клуба на праздничную первомайскую демонстрацию и мемуары П.Пилатова «Путешествие из Москвы в Петербург», относящиеся к 1983-84 гг., когда автор одним из первых азиатов совершил паломничество на квартиру певца Б.Б.Гребенщикова, положив тем самым начало одному из самых модных увлечений 80-х годов. Этот выпуск журнала разошелся по стране в количестве, чуть превышающем 7 экземпляров (одна закладка в мощную пишущую машинку «Любава»). Причем, несмотря на столь ограниченный тираж, имеется также и особая, «ленинградская» версия номера, включающая в себя перевод текстов песен Роберта Смита из альбома группы «The Cure» «Head on the Door» вместо вышеописанных мемуаров.
Третий номер завершал мутацию названия (=ДВР-Ф=) и подводил итог осеннему сезону того же года. По уровню отражения рокенролльной жизни страны он был для своего времени достаточно крут. В номере: материалы о гастролях во Владивостоке «Телевизора», «Алисы», «Звуков Му» (и среди них -кое-какие действительно уникальные, вроде серьезного музыковедческого разбора звуковых структур «ТВ» или интервью П.Н.Мамонова «про дискотеки»), первые упоминания о культовых группах из Магадана «Д-р Тик» и «Восточный Синдром», критический отчет специального корреспондента журнала о фестивале в Подольске, размышления о творчествах Умки и Юрия Наумова и т.д. также впервые появились цветные вкладки и постеры-развороты. Тираж номера указан как 5 экз., если, опять же, не считать внезаконных и неподцензурных копий, изготовленных Дэйвом.
Четвертый номер =ДВР= — единственный, не подвергшийся насильственному неавторизованному размножению. По причине общего объема (более 100 листов) и наличия ограниченного количества оригинальных фотоплакатов работы художника М.Ю.Павина можно с уверенностью заявлять о полном контроле Редакции в деле распространения этого выпуска: все его держатели в количестве 7 чел. известны поименно. В номере освещаются некоторые события джаз- и рок-жизни Дальнего Востока, рецензируется отдельно взятая местная музыка, впервые появляется ставший традиционным жанр «ДВР-овских монологов» (спонтанные речи разных известных людей, записанные без помощи технических средств) и начинается полемика по поводу творчества рокера Ю.Морозова, растянувшаяся на несколько последующих номеров (ни одно из отечественных официальных или неофициальных изданий печати никогда не уделяло, насколько нам известно, столько места и внимания этому человеку). Номер в целом является маленьким шедевром самиздатовского фотооформления и машинописного дизайна.
Пятый номер во многом продолжает телеги и традиции предыдущего, но из материалов, призванных способствовать расширению читательского сознания, стоит выделить крупное литературоведческое исследование корней движения и литературы «митьков» в творчестве И.А.Бунина и Джона Стейнбека, рассказ А.Демина «Пальцы» и формотворческую рецензию на музыкальную деятельность М.Науменко, перепечатанную, вследствие доступности, многими зарубежными культурологическими изданиями. Инхерентное своеобразие этого номера журнала заключалось в том, что он должен был являть собой продукт именно САМиздатовского творчества, т.е. обладал упрощенной пишмашиночной графикой, монтировался в папке-скоросшивателе, называясь при этом «Дело №5», и пр. Существуют также его ксероксные копии.
Следующий, 6-й номер (сентябрь-ноябрь 1988 г.) знаменовал собой переход к качественно новым светокопировальным технологиям производства и был исполнен в двух форматах — как машинописном, так и ксероксном, причем оба изобиловали дизайнерскими трюками и разнообразными пространственными гэгами. В этот же период начинают основываться сопутствующие журналу структуры и организации, как то: Издательское Содружество «ВечеРок» и Общество по Организации Динамической Графики (впрочем, содержание их деятельности — предмет для отдельного пространного разговора). =ДВР= окончательно перестает быть печатным органом Владивостокского рок-клуба и все больше начинает становиться самим собой. Тираж его составляет что-то около 15 экземпляров. Обложки выполнены раздельно двумя фотохудожниками — М.Ю.Павиным и А.Б.Ворониным, причем существуют версии номера как с одной обложкой, так и с другой.
Следующий выпуск журнала под названием =ДВР 7р= (название было составлено таким образом, чтобы рифмоваться со словом «эсесер», а не обозначать розничную цену) охватывает собой период с декабря 1988 г. по март 1989-го. С этим номером продолжается создание вокруг журнала различных криптосоциальных структур (вроде Общества Христиан-Мультипликаторов, почетный председатель Александр «Батя» Покромкин, единственный мультипликатор от Урала до Токио) и заканчивается формирование генеральной концепции Общества Потребителей =ДВР=, выразителем мнения которого журнал в конечном итоге и становится. Также продолжается тщательный отбор материала для включения в выпуски издания (например, начинает неуклонно претворяться в творческую жизнь Редакционный принцип из всей литературы печатать в журнале только сказки, заявленный еще в предыдущем номере), начинают приходить знаменитые «Письма из Хиппонии» и основополагаются иные, не менее замечательные, почины.
Вышедший непосредственно следом за седьмым выпуском восьмой (интервал между ними составил где-то неделю) явился органическим завершением второго периода истории журнала — периода Нелегального, Но Бесплатного Ксерокса, 20-штучных тиражей и узкорегиональной значимости. В этом выпуске впервые в полном объеме, повторяющем издание в твердой обложке, опубликовано произведение Александра Демина «Книга про повадки разных зверей», целеполагающая статья «К вопросу об эстетике панка» и другие заслуживающие внимания материалы. Расклад и общее решение по-прежнему осуществляются без привлечения профессиональных архитекторов.
Начиная с 9-го номера, журнал =ДВР=, очевидно, в меньшей степени нуждается в рекламе и пространных описаниях ввиду более широкой своей известности и распространенности в читающих массах. =ДВР 9 Metropolitan=, по сути дела, явился развернутым рекламным буклетом, призванным познакомить с собой более широкую читательскую аудиторию. Часть представленных в нем материалов была экстрагирована из прошлых выпусков, часть — написана специально с общеобразовательными целями. Определились основные ключевые понятия (вроде «эссеизма», «культурологии» и пр.). Неоценимую помощь в организации материала оказали сотрудники московского независимого издания «КонтрКультУр'а», в частности — архитектор Александр Волков, чье имя навечно занесено в Книгу Почетных Потребителей =ДВР=. 9-й выпуск был напечатан благодаря любезности этого журнала на его же нелегальной полиграфической базе. Тогда же между сопредельными редакциями были заключены «Пакт о ненападении и творческих разногласиях» и «Договор о дружбе и взаимопотопляемости», суть которых достаточно полно освещена на страницах обоих изданий.
10* номер также был растиражирован благодаря исключительной любезности космополитического журнала «КонтрКультУр'а» и, будучи, наконец, учрежденным Обществом Потребителей =ДВР=, явился органом И.А. «Дэйва» Давыдова, о чем последнему было вручено соответствующее свидетельство за номером 69. Содержание выпуска достаточно хорошо известно: это в музыкальном отношении сибирские и дальневосточные фестивали конца 1989 года, — а из достославных событий периода начала 1990 г. следует отметить, что у журнала появились свои собственные академические исследователи, которыми об издании на факультете теоретической журналистики местного университета успешно был прочитан специальный курс лекций с последующей сдачей зачета.
11-й выпуск журнала =ДВР= подводит закономерный итог его пятилетнему развитию и выводит это издание на новые творческие рубежи сотрудничества и внутренней динамической организации материала в области прикладной культурологии, намеченные бессонными ночами в узких внутрисемейных разговорах и разработанных в насквозь прокуренных кухнях, гостиных и номерах областных гостиниц. Бремя расклада и общего решения выпусков издания взваливает на себя архитектор Алексей «Капитан» Воронин. Становится ясным, что с изменением культурнополитической ситуации в стране и на Дальнем Востоке Редакция отказывается от всех псевдонимов как от тяжкого наследия крепостничества и начинает неуклонно претворять Второй Основной Принцип отбора жизненного материала — из всей поэзии публиковать в издании только оды.
К осени 1990 г. окончательно осуществился переломный поворот к новым технологиям мышления, и 12-й номер журнала стал знаменовать собой некое не-агрессивное присутствие, просто игнорировать которое становится уже невозможно. Номер, получивший ограниченное распространение весной 1991 года, целиком посвящен проблеме столкновения концепций Востока и Запада на узеньком плацдарме совиотского сознания. Сам выпуск как производственный артефакт представляет собой производное от той каши, которая обычно воцаряется в головах как результат столь тихого глобального катаклизма. В журнале всесторонне освещаются такие культурологемы, как «страх», «смерть», «страх смерти», «смерть страха» и т.п., вниманию читателей представляется как обычно неожиданная информация и последовательно разрабатываются Принципы, намеченные по ходу всего предшествующего развития.
В 1991 году издание журнала =ДВР= было прекращено Редакцией без предоставления объяснимых причин.